

Наступала
осень 2000 года и надо было спешить сделать что можно до холодов. Прежде
всего осмотр показал необходимость покраски. Родная краска стала матовой,
да плюс хорошо отрихтованное, но кое-как закрашенное пятно от удара. Потом
тормоза: вместо жидкости в бачке плескалось что-то черное. Дальше стало
ясно, что родные бампера восстановлению не подлежат, так как после удара
о камень и таксиста передний и задний бампер были сломаны, а потом по
разлому сварены и поржавели. Двигатель и коробка так и остались, только
было заменено

масло и свечи. И самое главное: панель приборов была исправна, но от солнца
приобрела вид оплывшей свечи. С приборной панелью все решилось просто
и забавно: случайно обнаружился разбитый Запор в экспортном исполнении.
Он такой же, но приборная панель не оплывает и, главное, салон был обит
светлой натуральной кожей! Кожу к сожалению, использовать было нельзя
ввиду ее совершенной ветхости, а вот приборный щиток я с него скрутил.
А вот печка была утрачена и, наверное, я уже нигде не найду такой. Где-то
к концу сентября машина была готова к покраске. Готовил сам, прочитав
как это делается в интернете. Но вот красить… Сначала хотел обратиться
к "мастерам".

Почему кавычки? Потому что у нас в городе так и надо писать и говорить
- в кавычках, т.е. в переносном смысле. Мой друг как раз красил "Москвича"
после ремонта и я посмотрел как они работают. Сразу стало ясно, что горе-маляры
не знают ничего о том, на чем кормятся. Да еще ко всему многомесячные
очереди, да деньги, да злобный юмор, когда узнавали какую машину красить.
(Самым остроумным было предложение покрасить веником, одним из двух способов:
методом кисти или методом окропления). Я уже не говорю, что о вискозиметре
знает только один из местных маляров, что не мудрено: он красит исключительно
иномарки и от его знаний и технологии зависит его же собственная жизнь.

Вобщем, красить
пришлось самому, в большом боксе после его тщательной уборки. В итоге
есть три незначительных подтека и два матовых пятна. Все-таки я первый
раз красил машину в жизни. Ошибки убрал уже после сушки. Красил эмалью
"Sadolin", наскоро сочинив программу для подбора цвета к завалявшемуся
ручному сканеру допотопного года выпуска. Но это так, из любви к искусству.
Восстановил звезду на капоте. Но она не соответствует оригиналу: у настоящей
верхний луч непропорционально длинный, а у меня был только нижний фрагмент
и посмотреть нигде было. Но мне кажется, что моя звезда более гармонична,
чем заводская. В салоне вся обивка осталась родной, а вот потолок пришлось
менять. Было интересно, сняв родную обивку, увидеть на металле крыши явные
следы краскопульта и представлять, как в самом гуманном государстве в
мире треть века назад женщины в противогазах красили "Запорожцы". Норма,
наверное, была - врагу не придумать ни в каком концлагере. Это покруче,
чем шпалы класть на железной дороге.

Бампера были выклеены из стеклоткани с эпоксидкой по старой судомодельной
технологии по пенопластовой болванке. Окрашены вместе с кузовом. Получилось
неплохо. Даже старые деды у меня в гараже, которые имели такие машины,
не видят, что бамперы не родные. Может, это признак выдержанности стиля?
Сидения стоят с Форда-Эскорта. Но они немного широковаты, а главное -
не соответствуют эргономике места. Вот ведь, расстояния руль-педали-потолок
- точно как на БМВ 80-х, а сидения - это просто кошмар. Поэтому сиденья
прийдется делать самому. Это ужасно: снова объяснять "мастерам" как гнуть
трубы, где варить, что означает этот перечеркнутый кружок на чертеже.
А фордовкие переставлю в "Ниву". Кстати, родные сиденья полностью сохранились
и даже чистые, а вот в "Ниве" сиденья от "восьмерки" проходили два года
до смерти. Глушители - это отдельная песня.

Родная система выпуска сохранилась и снята мною вместе с родными покрышками
для длительного хранения. Не знаю, что скажут умные люди, сведущие в теории
подавления шума выпуска двигателя, но мой опыт, который начался с 10 летнего
возраста показывает, что заводские системы глушения что-то больно наворочанные.
Такие же результаты можно получить и более простыми путями. Например,
отцовский москвич 70 года пробежал уже 330 тысяч км с двумя переборками
двигателя с пустотелым ящиком из нержавейки, по габаритам заводского глушителя,
без резонаторов и внутренней начинки. Работает тише, чем новый 2141. На
моем старом запоре стояли два обрезка оцинкованной трубы диаметром 100
мм, заглушенные с торцов и тоже без всякой начинки. А здесь был собран
выпуск с раздельными трубами на каждый цилиндр и пятью переборками на
конце каждой трубы, закрывающими три четверти поперечного сечения. Переборки
подбирались экспериментально, чтобы получить низкий

рычащий
звук. Так что, звучит мотор теперь нормально, но только снаружи. В салоне
звуки все те же, запорожские, из чего можно сделать вывод, что в основном
шум в салоне образуется трансмиссией. Вот, в общем, и все. Переделок набралось
всего - ничего: бампера, кресла, глушители, "носовая фигура". Да, руль
стоит турецкого производства, маленький и мягкий. Из невидимых глазу изменений
только два: фильтр тонкой очистки перед бензонасосом и трубка-форсунка
подачи топлива в центр воздушного потока в малом диффузоре карбюратора
К-123, что немного подстегнуло двигатель.