![]() |
![]() |
![]() |
Опубликовано
в "Газета.Ru", 9.11.2000
г.
|
|
«Горбатого» могила
не исправит
|
|
![]() |
Хотя
на Москве-реке и нет порогов, «Запорожец-965» вполне мог бы получить московскую
прописку и «рассекать» с мотором от BMW. А так он стал просто «горбатым»,
которому, кстати, 25 октября исполнилось 40 лет.
|
«Горбун»,
«Мыльница», «Фафик», «Запор», «Еврейский танк» – как только не обзывали
горбатенького, маленького «Запорожца»! А началась история самого легендарного
советского автомобиля с высочайшего приказа – Советскому Союзу нужна микролитражка.
Самые лучшие в мире инженеры козырнули и начали разрабатывать новый автомобиль.
К 56-му году они уже успели спроектировать и испытать несколько опытных образцов микролитражек и мотоколясок, названия которых, впрочем мало кому что-нибудь говорят: «Белка», ИМЗ-А50, НАМИ-048, НАМИ-031, ГАЗ-18, МВТУ. Именно в это время и появилась идея создания «горбатого» на запорожском комбайновом заводе. Проектирование, постройку и доводку прототипов новой машины положили на могучие плечи Московского завода малолитражных автомобилей (тому самому, что теперь зовется АЗЛК). Работы начались осенью 1956 года. За основу «москвичевцы» взяли итальянский Fiat-600, ![]() ![]() В 1959 году появились новые опытные образцы будущего «Запорожца». Он уже не имел сдвигающихся окон, исчезли стреловидная выдавка и «гребенка», задние фонари снабдили катафотами не в средней, а в нижней части, подфарники установили в отдельных корпусах на крыльях. Чуть позже появились «горбатые» с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели – у них подфарники вернулись на передние крылья, а на передней панели появилась эмблема ЗАЗ и надпись «Запорожец». В июне 59-го в НАМИ были изготовлены два четырехцилиндровых двигателя ЗАЗ-965. Первый (ЗАЗ-965 Г) имел оппозитное расположение цилиндров и имел объем 0,75 литра, а второй (0,74-литровый ЗАЗ-965 В) был V-образным. По мощностным показателям обе конструкции были равноценными, но мотор «Г» показался создателям лучше. Его и приняли. 25 октября 1960 года первый ЗАЗ-965 сошел с конвейера, а уже 22 ноября была закончена сборка уже целой партии «запорожцев», которая сразу разошлась по очередникам. Стоил он, кстати, 1200 полновесных советских рублей, а производился до 1969 года. Девять лет ходить с горбом – это не так уж и мало. Александр Новиков |